железки

исследования
самоделки

фотоотчеты о поездках

животные и растения

приобретения

дочерние проекты

 

 

Сейчас речь пойдет об очень большой "железке", а именно о крейсере "Коминтерн".

В рассказе о поездке в Тамань я уже рассказывал об мысе Панагия, где располагалась 743 артиллерийская батарея. Однако тема гораздо глубже и интереснее. Вот, что написано на памятнике расположенном на месте где закончилась боевая история крейсера.

История батареи 743 неразрывно связана с крейсером "Коминтерн". А началась она в далеком 1898 году. Именно тогда был заключен контракт с немецкой фирмой "Вулкан" на разработку документации для серии суперсовременных крейсеров. Условием была возможность производства на российских верфях, а первый корабль строили сами немцы - это был крейсер "Богатырь". Его имя получила и вся серия. На крейсерах была предусмотрена модная тогда броневая палуба из никелевой стали, сваренной в США. В дальнейшем производство стали было освоено ижорским и обуховским заводами.

"Коминтерн" это последнее название корабля. Заложен он было под названием "Кагул" в 1901 году в Николаеве и был одним из 4-х кораблей серии, построенных по немецкой документации. Длиной 134 метра, оснащенный двумя паровыми машинами суммарной мощностью 19 500 л. с. при 150 об/мин. На вооружении имел 12 -152 мм орудия, 12 - 75 мм, 6 - 47 мм и двумя пулеметами 37 мм. Кроме того он был оборудован двумя носовыми торпедными аппаратами.

1902 год спуск на воду

В 1905 когда на однотипном, почти достроенном судне "Очаков" произошло восстание. При подавлении оного крейсер был расстрелян артиллерией и получил более полусотни пробоин. Его ремонт продолжался 4 года. А в 1907 году "Очаков" переименовали в "Кагул", дабы ничто не напоминало о революционных настроениях, а только достроенный "Кагул" стал именоваться "Память "Меркурия". "Меркурий" это не в честь бога торговли, а в честь брига российского флота воевавшего в русско-турецкой.

Крейсер активно участвовал в Первой Мировой. В 1914 году был капитально отремонтирован.

В результате непрерывной эксплуатации к 1917 году корабль был сильно изношен. Корабельные орудия обстреливали обьекты на территориях Турции, Болгарии и Румынии. С борта крейсера были уничтожены нефтехранилища Констанцы. С 14 по 17 год корабль побывал в 82 боевых походах, каждое орудие главного калибра выпустило примерно по 500 снарядов.

Весной 1918 года поставлен на консервацию, потом захвачен силами Антанты и передан добровольческой армии под командованием Врангеля, которые отступая уничтожили на крейсере все оборудование, включая паровые машины. С 20 по 22 годы корабль пребывал в заброшенном состоянии.

В 1922 году было принято решение восстановить его. Однако, ремонт паровых машин не представлялся возможным. Для решения этого вопроса был разобран на запчасти двигатель с аналогичного корабля из той-же серии "Богатырь" ранее бороздивший просторы Балтики. Были даже найдены оригинальные запчасти снятые с корабля при капремонте 1914 года. На момент 1922 года на корабле оставалось 4 пушки главного калибра, приведенные в полную негодность. Было произведено полное перевооружение, было раздобыто 16 старых 130 мм орудий. В1923 году судно переименовывают в "Коминтерн". 1 мая 1923 года корабль стал официально боевым и вышел в море. Правда 6 из 16 паровых котлов не работали. Скорость составляла 12 узлов и отличие от 24 в 1907. К 21 июня скорость удалось довести до 17 узлов. Таким образом "Коминтерн" оказался самым большим советским военным кораблем черноморья каким оставался до 1927 года.

Бродят слухи что в 1925 году крейсеру выпала роль в эпической киноленте "Броненосец Потемкин". Однако, в воспоминаниях Эзенштейна мы находим следующее - "Весело покачивается на водах Севастопольского рейда крейсер "Коминтерн". Но он вовсе не тот, что нам надо. У него нет своеобразного широкого крупа, нет площадки юта - плацдарма знаменитой "драмы на тендре", которую нам надо воссоздать... Сам "Потемкин" много лет тому назад разобран, и даже не проследить, куда листопад истории разнес и разметал листы тяжелой брони, когда-то покрывавшей его мощные бока. Однако "разведка" - киноразведка - доносит, что если не стало самого "Князя Потемкина Таврического", то жив еще его друг и однотипный сородич - когда-то мощный и славный броненосец "Двенадцать апостолов". Именно на его останках пришвартованных в Сухарной балке и заминированных происходила сьемка фильма. Надстройки были бутафорскими. Общие виды снимали на макете, плавающем в "акватории" Сандуновских бань. Есть мнения, что эпизоды во внутренних помещениях сняты все-же на "Коминтерне".

Здесь я позволю себе лирическое отступление и приведу сравнительные скриншоты из фильма (слева) и документальные фото кораблей (справа).

 
     
Один из первых кадров фильма, явно снято не на "Коминтерне"   "Коминтерн" славился маленькими вентиляционными трубами, а вот это "лопухи" "12 апостолов" очень похожи.
     
 
     
"Драма на Тендре"   Это без сомнения снято на "12 апостолах" такой ширины на "Коминтерне" просто нет.
     
 
     
Это "12 апостолов" с фанерными декорациями на кадре из фильма   Это фото носа "12 апостолов" из хроники
     
 
     
Это борт "12 апостолов" видна обычная оконная рама, оставшаяся с того времени, когда корабль служил бараком.   Ниже есть еще одна фотография корабля на той-же стояке в Севастополе. Вдалеке видна та-же самая труба.
     
 
     
А здесь точно снят борт "Коминтерна"
     
 
     
Стоп-кадр из фильма   Документальное фото Эзенштейн на сьемках фильма на борту "12 апостолов"
     
 
     
Кадр из фильма   Из жизни, совпадение налицо - "Коминтерн"
     
 
Все работающие механизмы видимо сняты на "Коминтерне". На "12 апостолах" такого просто не было, тем более в рабочем состоянии.
     
     
     
   
     
     
     
   
     
     
     
 
     
Орудийные башни с пулеметами наверху тоже характерны для "Коминтерна" после ремонта. Так, что в фильме мы видим именно те 130 мм орудия, которые в 1943 году будут защищать Туапсе, а еще позже Керченский пролив.
     
 
     
Разные кадры из фильма. По ним можно убедиться, что в роли "Потемкина" снимались два разных корабля. Слева "12 апостолов" хорошо видно, что надстройка наполовину бутафория, а сам корпус очень сильно потрепан. Справа "Коминтерн", он на ходу и выглядит для своих лет достаточно свежо.
     
 
     
Очень уж характерная форма носа у "Коминтерна" переаутать нельзя. Справа "Коминтерн" в 1915 году.
     
 
     
"Коминтерн" в фильме   "12 апостолов" в период, когда служил бараком для подводников. Хорошо заметны цивильные рамы и двери, которые можно заметить и в фильме. Труба на берегу как и на фото выше.

 

Сильная "усталость" потрепанного временеи корабля давала о себе знать и в 1931 году он переведен в разряд учебных кораблей, а с 40 по 41 год стоял на капремонте.

Война снова круто изменила судьбу крейсера. Уже 22 июня 1941 года "Коминтерн" отражал удар вражеской авиации. Вступив в ряды боевого флота "Коминтерн" уже давно не был тем резвым крейсером как в далеком 1907. Носовое котельное отделение было демонтировано, передняя труба срезана, он едва развивал 12 узлов. А уже после интенсивных нагрузок работало всего 6 котлов и крейсер еле передвигался. Основной задачей крейсера стало выставление минных загорождений Севастополя. В конце июня на крейсер прибыли артеллеристы. В начале июля заменены стволы трех 130 мм орудий и 7 июля крейсер убыл в Одессу.

В обороне Одессы крейсер принимал самое деятельное участие и только благодаря стараниям экипажа уцелел. За месяц боев крейсер израсходовал около 2000 снарядов глвного калибра и выставил около 5000 мин.

8 сентября 1941 г. "Коминтерн" покинул Одессу с 500 ранеными на борту и направился в Севастополь, а затем а Новороссийск. Позже учавствовал в переброске 157-ой стрелковой дивизии и сопровождении транспортов. В осенью и зимой крейсер учавствовал в походах по снабжению Севастополя. В январе учавствовал в Керченско-Феодосийской десантной операции. И снова чудом уцелел.

Весной 1942 года снова участвует в походах к Севастополю, потом встает на кратковременный ремонт - левая паровая машина отказала.

С лета 1942 года начинается полоса неудач. В июне "Коминтерн" получает два прямых попадания авиабомб. 2 июля отражая авианалет 64 самолетов "Коминтерн" был серьезно поврежден, на нем возник пожар. Практически лишившийся средств навигации крейсер было решено буксировать из Новороссийска в Поти. Буксировка проходила под непрерывным авиаобстрелом. Одна бомба попав через вентиляционную шахту пробила днище крейсера не разорвавшись. В результате прибывший в Поти "Коминтерн" был уже не на ходу. Однако, уже 17 августа он был отремонтирован и взял курс на Туапсе, максимальная скорость едва достигала 8 узлов и в таком состоянии крейсер уже не мог выполнять боевых задач. В Туапсе начался демонтаж орудий для укомплектования береговых батарей. Всего за один день было снято восемь 130, три 76,2 и три 45 мм орудия, два 25 мм автомата, пять крупнокалиберных пулеметов и трехметровый дальномер, выгружен весь боезапас. Все демонтированное оборудование поступило под руководство командира артиллерийского дивизиона старшего лейтенанта С. Ф. Спахова.

Дальше пути артиллерии и самого крейсера расходятся. Сам корабль с ранеными отправился в Поти. До места назначения он добрался уже на буксире. В конце лета 1942 года началось оборудование новой базы флота в устье реки Хоби севернее Поти. Для защиты необходим был волнолом длиной 250 метров. В его качестве решено было использовать корпус "Коминтерна". 10 ноября 1942 года крейсер был затоплен.

Говорят, что до 1980 года над водой еще возвышались надстройки крейсера. Сейчас очертания его корпуса просматриваются на спутниковых снимках.

Орудия демонтированные с корабля дали жизнь береговым батареям. 742-й двухорудийной 130-мм - в районе поселка Цыпка, 743-й двухорудийной 130-мм — в районе поселка Кирпичный, 770-й трехорудийной 45-мм противотанковой — в районе села Георгиевское и 173-й трехорудийной 76,2-мм — в районе туапсинского цементного завода.

В сентябре батарей были сданы в эксплуатацию. До ноября 1942 года батареи отразили три попытки прорыва на Туапсинском направлении. 743 батарея сутками находилась под непрерывными авиаобстрелами. В ноябре была обустроена ложная артбатарея в 500 метрах севернее 743-й в результате чего потери на самой батарее заметно уменьшились.

В 1943 году после удачного контрнаступления орудия были демонтированы и погружены на железнодорожные платформы. Выгрузка состоялась на станции Тоннельная далее на санях орудия были доставлены на новые позиции на Таманском полуострове. 743 батарея была развернута на мысе Панагия. Необходимо было за короткие сроки смонтировать 130 мм орудия как наиболее дальнобойные. Способные прицельно обстреливать позиции на побережье Крыма для поддержки десанта в Камыш-Буруне. Так как Керченский пролив был плотно заминирован, то на поддержку с моря надеятся не приходилось. Щебенку для бетонных работ добывали взрывая основания 203 мм орудий бывшей здесь в 1941-42 годах 33 батареи. Из ее же остатков организовали ложную батарею. Именно на 743 батарее был установлен знаменитый трехметровый дальномер с крейсера "Коминтерн". Через семь суток после начала заливки бетона был произведен первый залп. А 31 октября на 1 ноября 1943 года батарея уже поддерживала высадку десанта в Крыму. 743 батарея простреливала сектор от Железного рога до горы Митридат в Керчи. На противоположном берегу сильно досаждала своими 155-мм орудиями батарея противника на мысе Такиль.

Немного полазив по подземной части - составил ее схему с привязкой к местности. Как можно заметить это лишь малая часть разветвленной сети подземных коммуникаций.

схема батареи

Во время осмотра и после меня не покидала мысль, что такое сооружение не могли построить во время войны в течение 12 суток. За 7 суток залили фундаменты орудий и уже произвели стрельбы! Еще раз перечитав внимательнее книгу Спахова, я понял, что батарея в 1943 располагалась именно там, где сейчас стоит памятник и маяк и от реальных остатков сохранилось лишь кесколько бетонных глыб. Действительно ведь расстояние между 743 и 33 по книге - полкилометра, а не 100 метров как получается глядя на схему выше. Да и орудий было всего два, а не четыре.

Получается, что 743 батарея находилась в этой лощине и с моря не просматривалась, что правильно.

А, остатки какой батареи я рассматривал и почему она торчит на самом гребне и просматривается на фоне неба отовсюду? Жаль, что я так лопухнулся. Придется еще раз сюда вернуться и внимательнее рассмотреть лощину. Номер батареи, в подземные коридоры которой я спускался так и остался неизвестным. Так, что общая схема представляется так:

 

   
     
сайт статистики